Что вы знаете о своих клиентах? Как понять сколько клиентов является "стабильным ядром", а сколько - всего лишь один раз воспользовались вашими услугами? Сколько клиентов ежегодно уходят от вашей компании к конкурентам, а кто может быть основой бизнеса долгие годы?
На все эти вопросы
может ответить простая и достаточно интуитивная модель, которая описывает
клиентов с точки зрения этапа их жизненного цикла.
Название эта
модель (англ. Leaky Bucket) получила по причине постоянной
смены клиентского актива: новые клиенты приходят, часть клиентов уходит,
некоторые клиенты являются постоянным ядром. Таким образом, модель
показывает «негерметичность» бизнеса и играет важную роль в поиске «утечек клиентов».
Немного о методике
Задача построения модели Дырявое ведро
относится к задачам поведенческой аналитики, т.е. в своей основе исследует
поведение клиентов.
Модель «Дырявое ведро» является ретроспективной и
не является предсказательной. Она полностью основывается на прошлом
опыте клиентов, позволяет формировать выводы, которые в свою очередь позволяют
принимать верные маркетинговые решения.
Модель позволяет разделить клиентов по
этапу жизненного цикла на несколько групп. В зависимости от характера поведения
в разные периоды времени, клиент попадает в определенный
сегмент. Традиционно я использую такие названия: новые, стабильные, отток,
случайные.
Данные для анализа
Правила отнесения клиентов к сегментам
основываются на прошлом поведении клиентов, а именно – на анализе клиентской
базы по чекам. Кроме чеков по картам для построения модели ничего не нужно.
Дырявое ведро и принятие решений
Модель «Дырявое ведро» используется для
понимания структуры клиентского актива и принятия верных стратегических и
тактических решений с точки зрения взаимодействия с клиентами.
Вместо интуитивных решений компания
получает возможность решать имеющиеся в компании проблемы (например уменьшать %
отток, % случайных).
Следующий шаг после построения модели
Дырявое ведро принять выбор верной стратегии по работе с клиентами.
Результаты
Иногда результаты работы модели (т.е.
полученная структура клиентов, % оттока, % случайных) были для клиентов полной
неожиданностью, совершенным сюрпризом. Получив структуру клиентского актива в
любом случае компания может узнать для себя что-то новое и не очевидное.
Результаты работы модели «Дырявое
ведро» дают возможность формирования, контроля и, если
нужно, изменения задач маркетинга компании (привлечение,
удержание, развитие и возврат клиентов). Эти действия могут быть как
тактического, так и стратегического характера
Перечисленные задачи не являются
взаимоисключающими. При разных вариантах структуры клиентского актива (разном
процентном соотношении сегмента новых клиентов и оттока) может возрастать роль
одной из описанных выше задач, а другой соответственно уменьшаться.
Модель Дырявое ведро долгие годы была моим
основным помощником при построении программ лояльности и основой аналитики
клиентского актива. Проекты, в которых использовалось эта модель можно увидеть
на странице Cases.
Также может быть интересно:
- Экономика программы лояльности: ищем дополнительную
выручку. Базовая модель
- Как правильно сегментировать клиентов:3 вида
сегментации
Комментариев нет:
Отправить комментарий