Термин KPI сейчас становится все популярней, наборы KPI включают в самые разнообразные проекты, будь то разработка Проекта мотивации сотрудников, Хранилища Данных или Программы Лояльности. Под этим термином часто подразумеваются совершенно разные понятия, и достаточно часто это приводит к горячим спорам и дискуссиям.
На тему KPI написано немало учебников и статей. И для того, чтобы немного разобраться, что же такое KPI и какими характеристиками они обладают, предлагаю обратиться к нескольким авторитетным источникам и составить шпаргалку на тему "Какие показатели являются KPI и помогают отслеживать эффективность и оптимизировать управление чем либо".
Что такое KPI
Вот что пишет про KPI Википедия
Ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI) — система оценки, которая помогает организации определить достижение стратегических и тактических (операционных) целей. Использование ключевых показателей эффективности даёт организации возможность оценить своё состояние и помочь в оценке реализации стратегии.
KPI — это инструмент измерения поставленных целей.Ключевые показатели эффективности от CobiT
KPI - это метрики, которые определяют, насколько хорошо бизнес-процессы выполняются с точки зрения их потенциала для достижения конкретной цели.
Структура метрик/показателей. KPI и другие
Одним из наиболее авторитетных первоисточников по KPI является учебник "Ключевые показатели эффективности: Разработка, внедрение и применение решающих показателей", автор Дэвид Парментер (David Parmenter).
Таким образом, KPI - это только часть показателей, которыми характеризуется деятельность компании, а не все (в очень многих компаниях KPI - это любой относительно важный показатель деятельности).
Правила отнесения показателя к одной из групп и рекомендуемое количество показателей по этой классификации выглядит так:
Еще один набор характеристик, который уместен для KPI, позаимствованный из критериев SMART в рамках концепции менеджмента «Управление по целям»
KPI по SMART должны быть:
- конкретными (Specific),
- измеримыми (Measurable),
- достижимыми (Achievable),
- реалистичными (Realistic),
- определены во времени (Timed),
Mind map по KPI
Наиболее важные на мой взгляд характеристики KPI (из указанных выше источников) приведены ниже в виде min dmap. Они подходят как для управления компанией в целом, так и для управления отдельным проектом или программой (например программой лояльности).
- Отражают цели компании, зависят от стратегии
- Реалистичны и выполнимы
- Измеряются с определенной частотой (раз в день, неделю, месяц)
- Требуют действий со стороны сотрудников компании
- Имеют ответственного или команду ответственных
- Имеют конкретный срок/период достижения
- Оказывают значительное влияние на решения
- Понятны и интуитивны (ясно и четко сформулированы)
- Измеримы и конкретны (имеют формулу расчета, ед.измерения)
- Дают общее представление (без погружения в детали)
Mind map в англоязычной версии
Что касается описания показателей для конкретных проектов, то как показала практика, начинать работу лучше всего с описания перечня в табличной форме, для каждого показателя нужно описать наиболее важные параметры (назначение, ответственного, единицы измерения, формулу расчета и др.). А на следующих шагах - разделить показатели на группы (KPI, KRI, др) и перейти к более детальному описанию
Пример шаблона таблицы показателей для программы лояльности.
Прочитать другие статьи из этой же рубрики можно прочитать здесь
Все статьи блога можно увидеть здесь
Также может быть интересно:
Статья "Как выжать больше из лимона. О поведенческих данных" - часть 1, часть 2, часть 3
Как максимизировать business value. 4 правила в одном инфографике
PowerPivot: BI становится ближе к бизнес-пользователю
Статья "Как выжать больше из лимона. О поведенческих данных" - часть 1, часть 2, часть 3
Как максимизировать business value. 4 правила в одном инфографике
PowerPivot: BI становится ближе к бизнес-пользователю
Комментариев нет:
Отправить комментарий