среда, 30 мая 2012 г.

Mind map по KPI. Характеристики и правила отбора показателей


Термин KPI сейчас становится все популярней, наборы KPI включают в самые разнообразные проекты, будь то разработка Проекта мотивации сотрудников, Хранилища Данных или Программы Лояльности. Под этим термином часто подразумеваются совершенно разные понятия, и достаточно часто это приводит к горячим спорам и дискуссиям.
На тему KPI написано немало учебников и статей. И для того, чтобы немного разобраться, что же такое KPI и какими характеристиками они обладают, предлагаю обратиться к нескольким авторитетным источникам и составить шпаргалку на тему "Какие показатели являются KPI и помогают отслеживать эффективность и оптимизировать управление чем либо".


Что такое KPI
Вот что пишет про KPI Википедия
Ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI) — система оценки, которая помогает организации определить достижение стратегических и тактических (операционных) целей. Использование ключевых показателей эффективности даёт организации возможность оценить своё состояние и помочь в оценке реализации стратегии
KPI — это инструмент измерения поставленных целей. 
Ключевые показатели эффективности от CobiT 
KPI - это метрики, которые определяют, насколько хорошо бизнес-процессы выполняются с точки зрения их потенциала для достижения конкретной цели. 

Структура метрик/показателей. KPI и другие

Одним из наиболее авторитетных первоисточников по KPI является учебник  "Ключевые показатели эффективности: Разработка, внедрение и применение решающих показателей", автор Дэвид Парментер (David Parmenter).


Именно в этой книге можно увидеть структуру метрик компании, в которой в виде "луковицы" показано, что метрики/показатели делятся на три группы: KPI, RI&PI, KRI.











Таким образом, KPI - это только часть показателей, которыми характеризуется деятельность компании, а не все (в очень многих компаниях KPI  - это любой относительно важный показатель деятельности).


Правила отнесения показателя к одной из групп  и рекомендуемое количество показателей по этой классификации выглядит так:




Еще один набор характеристик, который уместен для KPI, позаимствованный из критериев SMART в рамках концепции менеджмента «Управление по целям»


KPI по SMART должны быть:
  • конкретными (Specific), 
  • измеримыми (Measurable), 
  • достижимыми (Achievable), 
  • реалистичными (Realistic), 
  • определены во времени (Timed),  


Mind map по KPI

Наиболее важные на мой взгляд характеристики KPI (из указанных выше источников) приведены ниже в виде min dmap. Они подходят как для управления компанией в целом, так и для управления отдельным проектом или программой (например программой лояльности).


Список характеристик:

  • Отражают цели компании, зависят от стратегии
  • Реалистичны и выполнимы
  • Измеряются с определенной частотой (раз в день, неделю, месяц)
  • Требуют действий со стороны сотрудников компании
  • Имеют ответственного или команду ответственных
  • Имеют конкретный срок/период достижения
  • Оказывают значительное влияние на решения
  • Понятны и интуитивны (ясно и четко сформулированы)
  • Измеримы и конкретны (имеют формулу расчета, ед.измерения)
  • Дают общее представление (без погружения в детали)


Mind map в англоязычной версии

Пример из практики

Что касается описания показателей для конкретных проектов, то как показала практика, начинать работу лучше всего с описания перечня  в табличной форме, для каждого показателя нужно описать наиболее важные параметры (назначение, ответственного, единицы измерения, формулу расчета и др.). А на следующих шагах - разделить показатели на группы (KPI, KRI, др) и перейти к более детальному описанию
Пример шаблона таблицы показателей для программы лояльности.




Для получения обновлений блога подпишитесь на рассылку RSS.

Прочитать другие статьи из этой же рубрики можно прочитать здесь

Все статьи блога  можно увидеть здесь


Также может быть интересно:

Статья "Как выжать больше из лимона. О поведенческих данных" - часть 1часть 2часть 3
Как максимизировать business value. 4 правила в одном инфографике
PowerPivot: BI становится ближе к бизнес-пользователю


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...