Аналитическая поддержка принятия решений уже не является чем-то экзотическим и инновационным. Множество компаний по всему миру доверяют специальному программному обеспечению часть работ, связанных с обработкой и анализом данных. Однако иногда компании не хватает собственных ресурсов для того, чтобы от "интуиции и опыта" перейти к поиску закономерностей в данных и объективным решениям.
Об этом - аутсорсинге аналитики - сегодняшняя часть статьи "Как выжать больше из лимона", начало можно прочитать по ссылкам часть 1, часть 2.
Совет
третий: не бойтесь аутсорсинга
Реализация принципов поведенческого
моделирования возможна в любой розничной сети. Нужно лишь учесть необходимые и
достаточные условия.
К необходимым условиям относится наличие адекватного
массива ретроспективных данных. В идеале он должен охватывать покупки не менее
50% клиентов сети. Отсутствие ретроспективных данных не является непреодолимой
проблемой: запустить процесс сбора данных можно в любой момент. Единственное требование
- возможность идентификации поведения покупателя с помощью дисконтной или бонусной
карты.
С достаточными условиями внедрения
поведенческого подхода ситуация немного сложнее. Они включают в себя три
разновидности: техническое, методологическое и организационное условия.
Техническое - это возможность использования достижений бизнес-аналитики при
работе с накопленными данными. Некоторые крупные сети используют аналитический
функционал, встроенный в ERP-систему,
или применяют отдельные системы, позволяющие управлять отношениями с
покупателями. Для других розничных операторов вопрос решается еще проще:
практически все существующее программное обеспечение позволяет формировать
массивы данных для передачи их аутсорсинговому провайдеру с целью применения
технологии поведенческого моделирования. Иными словами, практически у каждой
сети есть возможность периодически арендовать техническую базу для планирования
поведенческих инициатив. Более 70% клиентов Prospects использовали эту
возможность, избежав необходимости инвестировать в дорогостоящий программный
продукт.
Методологическая составляющая напрямую
связана с человеческим фактором. Именно человек, владеющий методиками, делает
процесс анализа управляемым, определяет его методы, несет ответственность за их
уместность, определяет пути повышения эффективности. Получить методические
рекомендации можно и у третьих лиц, но все же библиотека методического опыта
должна накапливаться в компании.
Организационное условие
обеспечивает возможность соблюдения технического и методологического. Речь идет
о том, каким структурным подразделениям компании может вменить в обязанность
решение описанных выше задач. Часто это становится краеугольным камнем на пути реализации
поведенческого подхода. IT-подразделения
первыми попадают под раздачу,
и зачастую
именно это гасит благие намерения инициаторов поведенческого моделирования.
Сопротивление
IT-подразделений естественно по нескольким
причинам.
1. Прежде всего,
личностные особенности IT-специалистов
не располагают к глубокой поведенческой аналитике: они читают другие книжки и
думают о других вещах.
2. Вторая причина - занятость IТ-специалистов
регулярными
операционными задачами предприятия. В свою очередь, отделы
маркетинга зачастую слишком далеки от задач подобного рода.
Выходом может
казаться введение вакансии CRM-менеджера
(и даже создание дирекций программ лояльности), но опыт показывает, что ему не
дают поднять головы: объем задач, возлагаемых на новое должностное лицо, в
большинстве случаев превышает его физические возможности. Тут уж не до
аналитики (и тем более не до познания) - не завалить бы дело. Возможно, поэтому у многих компаний воз (с данными) и ныне там (в архиве).
Сдвинуть эту задачу в направлении поведенческого моделирования помогут как минимум два
варианта действий.
Первый предполагает назначение ответственных людей (а еще
лучше -- выделение этих людей в отдельное подразделение), задачей
которых будет интеграция маркетинга, IT
и CRM с целью прикладной аналитики и предоставления поведенческих рекомендаций.
По совместительству это подразделение может отвечать за систему управления
знаниями компании. Второй вариант заключается в том, чтобы поручить поведенческое
моделирование компании, специализирующейся на услугах подобного рода (без
каких-либо организационных изменений внутри розничного предприятия).
Риски и возможности
Разумеется, оба варианта имеют свои преимущества
и недостатки. И, делая выбор, нужно понимать последствия каждой стратегии, а
также оценивать сопряженные с ней риски. А они есть. Для первого варианта характерны
риски, связанные с отсутствием методологической базы и опытного персонала, а
также с возрастанием фиксированных затрат компании (приходится привлекать специалистов
из-за рубежа).
Риски второго варианта связаны с ключевой
компетенции нанимаемой компании: очень часто в тендер включают провайдеров IT-решений,
что в конечном счете выводит розничную компанию на губительный путь операционного
CRM. Что касается риска сохранности данных, то в последнее время о нем говорят
все реже: прошла эпоха недоверия, усовершенствовали системы безопасности и
контроля, а главное, по мере накопления опыта исчезла боязнь злоупотреблений со
стороны компании-подрядчика. Всем уже очевидно, что безупречная репутация --
ключевой фактор успеха любой компании, работающей с чужими данными.
Вместо
заключения
«Средства бизнес-аналитики как возможность получения конкурентных преимуществ» -- это программа-минимум
для отечественных сетей. Правда, на Западе уже давно звучит другой лозунг:
«Применение BI -- не конкурентное
преимущество, а средство выживания». Пожалуй, это тот случай, когда у компаний есть реальный шанс обогнать или догнать западных коллег, начав простые действия уже
сегодня.
Также может быть интересно:
- Клиентская аналитика. Методы и подходы к ранжированию клиентов
- Секреты ранжирования клиентов. Рэнкинги и рейтинги (most popular)
- Нужны ли маркетологу данные о клиентах. 4 вопроса, ответа и совета
- Что такое Customer Insight. Новая статья в Marketer's Digest
- Список задач для Data Mining. Карта ума/Mind Map (most popular)
Прочитать другие статьи из этой же рубрики можно прочитать здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий