среда, 31 августа 2011 г.

Business Intelligence: функционал по методологии Gartner

Business Intelligence (BI) занимает все более прочные позиции в различных сферах бизнеса. Отчасти поэтому термин BI можно все чаще услышать среди не ИТ-специалистов из розницы, страховых компаний, ресторанного и гостиничного бизнеса. 

В основе бизнес-аналитики лежит организация доступа конечных пользователей к данным и анализ этих данных. 
BI с точки зрения бизнес-пользователя является итерационным процессом, включающий доступ к данным и их последующий анализ, которые обеспечивают формирование выводов, нахождение взаимосвязей в целях эффективного управления компанией.
Иногда бизнес аналитику отождествляют с отчетами, dashboard, иногда с data mining. Чтобы ответить на вопрос "что может делать бизнес-аналитика" (каковы ее функции) предлагаю использовать подход Gartner (об устройстве квадрата читайте здесь, о методологии составления квадрата здесь).
 
Для успешного внедрения приложения бизнес аналитики важно определиться с функционалом BI системы (какие функции должны быть реализованы при помощи BI). Традиционно, это происходит на этапе предпроектного исследования.
С точки зрения пользователя эти функции сосредоточены вокруг доставки информации и аналитики.

 
Ниже привожу карту функциональности BI платформы.

Для того, чтобы BI платформа смогла занять свое место в магическом квадрате, необходимо, чтобы она смогла реализовать как минимум 8 из описанных тринадцати функций. 

BI платформа традиционно представляется в трех направлениях: интеграция, доставка информации и аналитика.

Интеграция



Общая BI-инфраструктура — все инструменты платформы должны использовать одни и те же средства обеспечения безопасности, общие метаданные, средства администрирования, средства генерации запросов, а также иметь однотипные интерфейсы.

Управление метаданными — все инструменты приложения должны не только опираться на одни и те же метаданные, но также должны обеспечиваться быстрый поиск, хранение, использование и публикация таких объектов метаданных, как размерности, иерархии, параметры оценки производительности и параметры оформления отчетов.



Средства разработки — наряду со средствами создания отдельных BI-приложений, BI-платформа должна предоставлять средства программной разработки для интеграции приложений в общий бизнес-процесс или обеспечивать их встраивание в другое приложение. BI-платформа должна давать разработчикам возможность создания BI-приложений без кодирования, на основе применения мастеров (wizard-like components) для визуального редактирования.



Совместная работа и управление рабочими процессами — данная возможность позволяет BI-пользователям разделять информацию и обсуждать ее с помощью общих папок и средств ведения дискуссионных тредов (discussion threads). В дополнение BI-приложения могут назначать и отслеживать события или задачи, возложенные на отдельных пользователей, на основе неких заранее определенных бизнес-правил. Обычно данная функциональность предоставляется на базе интеграции с отдельным workflow-инструментом.

Средства предоставления информации


Средства создания отчетов (Reporting) — дают возможность создавать форматированные интерактивные отчеты. В дополнение к этому поставщики BI-платформ должны предоставлять широкий набор типов отчетов (финансовых, операционных и т.п.) в виде приборных панелей дэшбордов (dashboards).



Дэшборды (Dashboards) — одна из составных частей отчетов, представление информации в виде интуитивно понятного графического изображения, включая диаграммы, круговые шкалы, светофоры и т.п. 
Руководитель или аналитик, подобно пилоту самолета, видит перед собой «доску приборов» и управляет системой, ориентируясь на значения индикаторов. При этом ключевые факторы, необходимые для управления предприятием, должны быть так или иначе измерены и представлены в виде показателей. Девиз концепции: «Если вы не можете это измерить, значит вы не можете этим управлять»



Генератор нерегламентированных запросов (Ad hoc query) — данная функция, известная также как создание отчетов в режиме самообслуживания, дает пользователям возможность получать ответы на возникающие вопросы. Система предоставляет средства навигации по доступным ресурсам данных.



Интеграция с Microsoft Office — в ряде случаев BI-платформы используются как промежуточное звено в цепочке анализа информации, а Microsoft Office (в частности Excel) выступает как BI-клиент. В этих случаях очень важно, чтобы BI-вендор обеспечивал интеграцию с Microsoft Office, включая поддержку форматов документов, формул и сводных таблиц.

Средства анализа информации


OLAP (Online Analytical Processing — аналитическая обработка в реальном времени) — технология обработки информации, включающая составление и динамическую публикацию отчетов и документов. Используется для быстрой обработки сложных запросов к базе данных. Технология OLAP обеспечивает высокую скорость обработки запросов. Она делает мгновенный снимок реляционной БД и структурирует ее в пространственную модель для запросов. Дело в том, что реляционные БД хранят сущности в отдельных таблицах и сложные многотабличные запросы выполняются в них относительно медленно, в то время как пространственная БД является более удачной моделью для запросов. Заявленное время обработки запросов в OLAP составляет около 0,1% от аналогичных запросов в реляционную БД.



Продвинутая визуализация — инструменты продвинутой визуализации позволяют представлять данные для более эффективного их восприятия посредством использования интерактивных картинок и диаграмм вместо таблиц (рис. 3). Обычно пользователи в динамическом режиме могут менять графическое представление, использовать масштабирование, объединять данные, изменять цвета.


Предиктивное моделирование и data mining. Предиктивное моделирование (Predictive Modeling) — это процесс создания (или выбора) модели для предсказания вероятности наступления некоторого события. Data Mining — это процесс обнаружения в «сырых» данных ранее неизвестных, нетривиальных полезных и доступных интерпретации знаний, необходимых для принятия решений. Информация, найденная в процессе использования методов Data Mining, должна описывать новые связи между свойствами, предсказывать значения одних признаков на основе других и т.д. Найденные знания должны быть применимы и по отношению к новым данным с некоторой степенью достоверности. Когда извлеченные знания непрозрачны для пользователя, должны существовать методы постобработки, позволяющие привести их к интерпретируемому виду.



Карты показателей (Scorecards) используют контрольные показатели, отображаемые на информационной панели, для более глубокого анализа путем наложения их на некоторую стратегическую карту, которая увязывает ключевые параметры производительности со стратегическими задачами.

Описанные двенадцать функций недавно были дополнены еще одной функцией - search-based BI. Бизнес аналитика усиливается при помощи Search Engines, и таким образом происходит революция традиционных BI систем и баз данных, которые используются в качестве источников данных.
Скачать документ с описанием search-based BI можно здесь.




Для реализации всего спектра задач BI проекта важно подобрать правильную линейку продуктов. Примеры различных вариантов BI продуктов для лидеров магического квадрата Gartner  приводится ниже (источник). Для каждой группы функций разработчики платформ BI предлагают наборы продуктов, возможен выбор продуктов как от одного, так и от нескольких разработчиков.
В примерах приведены наборы программных продукты для отчетов, аналитики, интеграции данных, доступа к сверхбольшим объемам данных, а также технологии, которые помогают сделать BI решение более интуитивным или эффективным.

Похожие статьи:

Для получения обновлений блога подпишитесь на рассылку RSS.

Прочитать другие статьи из этой же рубрики можно прочитать здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...